Что такое Живой Бубен

У каждого шамана есть свои приемы и наработки, которыми он пользуется при создании бубна. Но существует и ряд исполняемых всеми условий, необходимых для создания живого инструмента.

Шкура должна быть выделана вручную.  В своих инструментах я использую шкуру козы – собственной выделки без применения химикатов. Очень важно соблюсти всю естественность ее обработки, иначе она потеряет свои живые свойства, и инструмент родится без души.

Натягивание мембраны на обод происходит через обряд призывания Духа животного, даровавшего свою шкуру будущему инструменту. Входя в бубен, он делает возможным перемещение сознания человека в Верхний и Нижний миры и его возвращения обратно. Такой инструмент живет до тех пор, пока не умрет вместе с хозяином.

Именно поэтому изготовленные промышленным способом бубны, не могут участвовать в традиционных ритуалах – в них нет жизни.

После натяжки мембраны бубен обретает свой особый голос. Не бывает одинаково звучащих инструментов, как не бывает одинаковых людей, животных или птиц. Конечно, диаметр и толщина мембраны влияет на основной тембр бубна – чем больше диаметр и толще кожа, тем «басовее» он звучит. Однако бубен способен «петь» разными оттенками в зависимости от того, по какому месту бьет колотушкой шаман. Для каждого вида камлания звучит своя «песня».

Дерево, которое используется в создании обода, рукояти или колотушки, также влияет на тембр бубна. Можно применять разную по своему виду древесину, не забывая, что ее значение столь же сакрально. Я чаще всего использую дуб, клен, ольху и ясень.

Выбор дерева – священный удел Духов. Именно они указывают шаману на то, какое дерево на земле станет олицетворением ветви Древа Мира (Космического Древа), которая падает к ногам шамана, когда тот собирается сделать свой бубен. Древо есть ось, соединяющая Небо и Землю. Присутствие его космической сути в древесине инструмента позволяет шаману преодолевать границы миров и вознестись на Небо, когда приходит время.

После смерти шамана бубен «умирает» вместе с ним. В алтайской традиции кожа бубна разрезается, освобождая дух, некогда призванный шаманом, а обод и металлические части вешаются на дерево возле его могилы. Рукоять же передается по наследству от отца к младшему сыну как символ покровительства и защиты шаманом своего рода.