Одеяние Шамана

Одеяние хакасского шамана, как и одежда любого человека, связавшим себя со служением людям, является своего рода униформой, где каждая деталь имеет свое значение. По тому, как и чем украшена шаманская одежда, можно судить о его «ранге» и Силе.

Свое облачение шаман получает не сразу и только с разрешения Духов. Его одежда собирается годами, то и дело появляются новые знаки, ленты, детали – и все под присмотром ока из мира Духов.

Ритуальное облачение хакасских шаманов называется хамдых кип и состоит из куртки или кафтана, обуви, головного убора и иногда рукавиц. Куртка (хамдых тон) – это своего рода шаманский доспех, потому что на него крепится и пришивается больше всего деталей, защищающих шамана от неблагоприятного воздействия Духов и людей.

Символика деталей охватывает все миры, где присутствует шаман. На определенные места кафтана вышивкой наносятся изображения животных, луны, солнца, звезд, Мирового Древа. Иногда вместо символов к костюму крепятся крылья или даже чучела птиц, когти и кости животных. Это обеспечивает связь с духами, помогающими шаману в проведении ритуалов и хранящими его от негативных влияний.

Поверх хамдык тон иногда надеваются наплечники или накидка, доходящая шаману до середины спины. На накидку пришиваются морские раковины, медные бляшки, колокольчики и бубенцы, служащие для увеселения духов, а также для отвращения злых Духов и недобрых намерений других шаманов.

Под накидкой поперек спины крепится ремень, на который навешиваются суконные ленты разных цветов. Некоторые ленты могут быть сделаны из шкур животных и символизировать горных Духов, давших свое признание шаману. Центральная лента делает шире остальных. На ее конце нашивается черная или белая фигура человека. Это – дух самого шамана. Все остальные ленты даруют шаману родичи или люди, с которыми он работает.

Чем больше ленты присутствует в шаманском облачении, тем больше Духов принимает связь с шаманом. По свидетельствам этнографов у некоторых заслуженных шаманов количество лент могло быть больше тысячи.

В убранстве шаманского одеяния обязательно присутствуют онгоны (в переводе означающий «чистый», «первоначальный») – вместилища духов ушедших Предков, изготовленные из дерева, кости, металла, камня, шкуры или перьев. Часто они крепятся на плечи – место, где, согласно традиционным представлениям, находятся Предки. Шаман, имеющий в своем одеянии множество онгонов, пользуется в ритуалах большой поддержкой своего Рода.

Шаман никогда не выходит камлать, не надев самое сильное средство защиты кузунгу – шаманское зеркало. В кузунгу таится могущественный Дух, отражающий враждебные выпады других Духов. Чтобы усилить действие магического зеркала, кузунгу часто украшают лентами, бусинами, камнями, амулетами, в которых тоже обитают Духи-защитники.

Шаманский головной убор (хамдых порик) выполняется в традиционной для северных народов форме – в виде колпака. Нижний его край убран в опушку из пушнины, а с боков и со стороны лба крепятся перья, иногда крылья и даже голова птицы. Бывает, что используются и рога животных.

Лицо шамана, как забрало, укрывают нашитые суконные полосы, иногда заплетенные в косички. Они украшены по всей длине бусинами и бубенцами. Как и атрибутика на хамдых тон, все украшения головного убора служат для защиты и помощи в обрядах камлания.